Уважаемые читатели, доводим до Вашего сведения, что данный ресурс носит исключительно информационный характер и не связан с какими-либо государственными или коммунальными службами.
Виктор Никитин
О том, как соблюдаются Стандарты раскрытия информации в регионе, газета «Симбирский обозреватель» уже писала. Сегодня мы более подробно остановимся на предназначении Стандартов, об отчетных периодах в части их реализации.
Вот что сказала в беседе с нашим корреспондентом директор департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики региона Алёна Анатольевна Гаршина:
- Стандарты позволяют потребителям видеть, как предприятия и организации работают в части реализации тех тарифов, которые установило Минэкономики, какие программы, в том числе инвестиционные, ими разработаны, насколько качественными являются коммунальные услуги. Говоря иначе, обеспечивается публичность, когда потребителю становится понятно, куда идут и как расходуются средства, которые жители региона платят жилищно-коммунальным службам.
Сегодня многие организации считают, что такая информация для потребителя сложна в работе, не совсем понятна и интересна. Поэтому, мол, её не обязательно раскрывать, так как это трудно и требует определённой подготовки. Но требования законодательства обязательны для всех и поэтому контроль с нашей стороны над их исполнением является достаточно жёстким.
Добавлю к сказанному, что Стандарты и тарифы не единственное направление, которое мы контролируем. К нему добавилась новая сфера - энергосбережение. Мы уже начинаем запрашивать отчётность по её реализации. Ситуация аналогична работе со Стандартами. Не буду объяснять, что любые новые требования, которые мы предъявляем к регулируемым организациям, требуют с нашей стороны колоссальных усилий, если, конечно, мы хотим быть ими услышанными. А мы этого хотим.
- Алёна Анатольевна, в этой связи давайте всё-таки до конца уточним, что, конкретно, даёт реализация Стандартов?
- Раскрывая информацию, предприятия и организации способствуют созданию условий для снижения издержек, то есть получают возможность видеть, на каких условиях работают их конкуренты. Инвесторы, в свою очередь, начинают разворачивать свою деятельность в условиях, способствующих более эффективному вложению инвестиций в сферу ЖКК. Согласитесь, что только «прозрачность» и глубокое понимание внутренних процессов позволяют рассчитывать, что инвестор в неё придёт.
Не будем забывать и тот факт, что «прозрачность» в деятельности субъектов регулирования позволяет потребителю получать существенную информацию о товарах и услугах. Что, в свою очередь, способствует развитию здоровой конкуренции на рынке ЖКК, а в перспективе обеспечивает макроэкономическую стабильность на основе баланса интересов между потребителями и поставщиками ЖК-услуг.
- Готов выслушать победные реляции …
- К сожалению, работа, которую мы проводили в минувшем году, именно тогда было принято постановление под №1640, не дала достаточных результатов. Уточню сразу же, что ответственность нарушителей установлена в рамках административного законодательства. Ситуация, однако, сложилась неоднозначная. Одни организации восприняли новые правила и требования, разобрались в них и стали выполнять. Другие, напротив, отнеслись к такой работе, мягко говоря, с прохладцей. И продолжают эту негодную практику до сих пор. Им словно невдомёк, что федеральное законодательство чётко гласит: информация публикуется в течение 30 дней после отчётного периода и в шестидневный срок доводится до Минэкономики региона. Нарушающие эти сроки подлежат наказанию, причём, речь идёт как о юридических, так и физических лицах.
- Как часто для организаций наступает отчётный период, после которого они обязаны выполнять требования в части реализации Стандартов?
- Часть информации публикуется раз в год, по результатам принятия тарифов. Другая часть публикуется по итогам годовой отчётности. Это большой блок информации, который приходится, обычно, на апрель. И совсем небольшой объём публикуется ежеквартально. Это информация о подключении новых потребителей.
- Так, может, ещё не все знают о сути новых правил и требований?
- Во-первых, незнание не освобождает от ответственности. Во-вторых, в прошлом году мы вели большую разъяснительную работу. Продолжаем её и в году нынешнем. В течение февраля побывали во всех районах области, приглашали представителей регулируемых организаций. Разместили большой блок информации на сайте своего департамента, с которой может ознакомиться каждый желающий. Предложили унифицированные формы документов, по которым можно работать. Тем не менее, нарушители, не выполняющие требования закона, есть до сих пор.
- Странная складывается ситуация. Работа по Стандартам не требует капитальных вложений, привлечения огромного числа специалистов, да и отчётность проводится далеко не каждый день. Казалось бы, выставил информацию на сайте, опубликовал в газете - и спи спокойно. Так нет, даже здесь есть нарушители. Какая уж тут эффективность!
- Она, действительно, пока ещё не находится на уровне, который бы устроил регуляторов. Хотя контроль проводится нами постоянно как в форме систематических наблюдений и мониторинга, так и посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Принимаемые меры тоже мягкими не назовёшь: организации с небольшим оборотом тот же штраф на 100 тысяч рублей способен разорить. Но даже и в этих условиях многие из них считают для себя возможным и допустимым не соблюдать требования законодательства.
В нынешнем году мы заняли по отношению к нарушителям более жёсткую позицию. Теперь по результатам предписания составляется протокол и по итогам его рассмотрения выносятся меры административного воздействия. Как видите, цепочка достаточно длинная. Чтобы её пройти и получить штраф, надо очень сильно постараться ничего не делать или делать некачественно.