Уважаемые читатели, доводим до Вашего сведения, что данный ресурс носит исключительно информационный характер и не связан с какими-либо государственными или коммунальными службами.
Вадим Пилюков
Сегодня вступают в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, регулирующие управление многоквартирными домами. Отныне каждый житель может, к примеру, заключить договоры с ресурсоснабжающей организацией и платить за потребленные услуги напрямую. Однако одновременно вводятся обязательные ежемесячные платежи за капитальный ремонт дома.
Новый Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует и уточняет взаимоотношения между собственниками, ТСЖ и управляющими компаниями.
Одна из главных целей, которую преследовали разработчики поправок, – поставить заслон липовым товариществам собственников жилья. В частности, появился запрет на создание ТСЖ на стадии строительства дома без участия самих жильцов. Это было выгодно застройщикам, чтобы не устранять недоделки. До момента, когда собственники помещений в новых домах смогут выбрать способ управления домом сами, эти функции теперь должна выполнять управляющая компания, выигравшая открытый муниципальный конкурс. Выдвигать инициативу по организации товарищества собственников жилья отныне могут только владельцы квартир. При этом закон требует, чтобы протокол общего собрания с решением о создании ТСЖ подписывался всеми собственниками собственноручно.
В целом закон ужесточает контроль за деятельностью УК и ТСЖ. Со стороны власти большая работа возлагается на государственную жилищную инспекцию. Теперь она, а не Федеральная регистрационная служба, вправе проверять обоснованность создания ТСЖ, подлинность протоколов, законность их уставов, избрания их руководителей, проводить юридическую экспертизу договоров управления домами, которые готовят УК, и т.д. В случае выявления несоответствий закону тех или иных документов, жилинспекция вправе направить руководству ТСЖ предписание с требованием устранить нарушения в течение шести месяцев. Если этого не будет сделано, у уполномоченного органа возникает право обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ или признании недействительным решения общего собрания. Однако новые правила касаются лишь вновь создаваемых ТСЖ. Как быть с теми, что созданы ранее, закон не проясняет.
Также упрощается выход из многодомного ТСЖ. Ранее для этого необходимо было добиться одобрения всех членов товарищества, теперь – лишь решения жителей самого дома, пожелавших выбрать иной способ управления.
Впервые в законодательстве вводится понятие «совет многоквартирного дома» («домовый комитет»). По закону, домком должен быть создан во всех домах (в которых больше четырех квартир), где еще не создано ТСЖ. По словам одного из авторов поправок, председателя комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, советы дома не уменьшат компетенции общего собрания собственников, но упростят на практике решение текущих вопросов, например, оформление актов выполненных работ, требование снизить плату за коммуналку при нарушении качества услуг. Кроме того, советы наделяются правом представлять в суде интересы собственников помещений. Впрочем, у Крашенинникова в той же Госдуме есть и оппоненты, считающие идею о домкомах антиконституционной. Совету даются полномочия, сопоставимые со статусом юридического лица, что создает огромное поле для новых злоупотреблений: были фальшивые ТСЖ, теперь будут фальшивые советы, управляемые местными органами власти, считают эксперты.
Согласно закону, совет дома может серьезно влиять на условия заключения договоров с подрядчиками, контролировать качество ремонта и услуг, а председатель этого «домкома» (эту должность может занимать только житель дома) фактически становится единственнымпереговорщиком с управляющей компанией (УК), который в конечном итоге и заключит с ней договор. Совет должен избираться каждые два года. При этом, если в течение ближайшего года жильцы не проявят гражданской активности, муниципалитет должен собрать их и силком создать домовый комитет.
Дополнительными функциями контроля наделяются и органы местного самоуправления. Отныне на основании обращения председателя совета дома или органов управления ТСЖ муниципалитет обязан в пятидневный срок организовать проверку деятельности УК, ТСЖ или ЖСК. В случае обнаружения каких-то серьезных нарушений, не позднее 15 дней со дня получения обращения, местные власти обязаны созвать общее собрание собственников с тем, чтобы решить вопрос о расторжении договора с нерадивой УК и выбрать иной способ управления домом.
Из положительных, на первый взгляд, норм можно отметить возможность заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. Оплата напрямую поставщикам должна, во-первых, решить проблему нецелевого использования средств ТСЖ и УК, во-вторых, избежать переплаты со стороны добросовестных собственников. Ведь не секрет, что сейчас счета «раскидываются» на всех плательщиков.
Есть и положение, которое большинству жителей многоквартирных домов вряд ли понравится. Речь идет о введении обязательного ежемесячного платежа за будущий капитальный ремонт дома. С этого дня жильцы должны утвердить на общем собрании соответствующий размер платы, так, как это они делают сейчас, принимая тариф на ремонт и содержание жилья. Однако при этом остается неясным, куда будут поступать собираемые средства и где аккумулироваться. Как деньги будут защищены от нецелевого использования, растраты, инфляции?
Еще одно новшество не иначе как подготовкой к грядущему взлету тарифов на жилищно-коммунальные услуги и не назовешь. Согласно поправкам, в случае, если рост оплаты ЖКУ составит более 25 процентов от прошлогоднего уровня, собственник получает право заключить с УК соглашение о получении рассрочки на сумму разницы. То есть, к примеру, если ранее размер платежа составлял 1000 рублей и вырос до 1500 рублей,1250 рублей человек должен оплатить в срок, а на оставшуюся разницу в 250 рублей требовать рассрочки.