Уважаемые читатели, доводим до Вашего сведения, что данный ресурс носит исключительно информационный характер и не связан с какими-либо государственными или коммунальными службами.
Дмитрий Минаев
Ситуация вокруг изменения способа оплаты горячего водоснабжения, о которой «СК» писал в номере за 21 мая, остается крайне запутанной. Минрегионразвития РФ, чтобы решить проблему энергетиков по выпадающим доходам, предложило отменить тариф на горячую воду и брать по отдельности за саму воду и энергию, затраченную на ее нагрев. В это же время суды и антимонопольная служба признают действия коммунальщиков по выставлению допсчетов за ГВС незаконными.
Напомним, о новом порядке оплаты горячего водоснабжения говорится в приказе Министерства регионального развития РФ №47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» от 15.02.2011 г. В отношении домов с открытой системой теплоснабжения документ фактически отменяет существующий тариф на горячее водоснабжение, рассчитываемый из фиксированной стоимости кубометра горячей воды. Взамен вводится новая система оплаты ГВС, при которой потребители платят отдельно за тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, и саму воду.
Во исполнение приказа Минрегионразвития РФ министерство экономики Ульяновской области выпустило приказ №06-39, вносящий изменения в документ от 26.11.2010г. «Об установлении тарифов на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» на 2011 год». После этого большинство управляющих компаний Ульяновска распространили через официальные СМИ уведомления об изменении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу «Горячее водоснабжение» с 1 апреля 2011 года.
Тем не менее новая система оплаты ГВС до сих пор не введена. В министерстве экономики области, приславшем письмо в редакцию, поспешили заверить, что «указанным приказом тарифы на горячую воду не повышены». «Изменены только формулировки», – уточнил замминистра Сергей Ципровский. Действительно, для домов с закрытой системой теплоснабжения (примерно треть от общего числа) приказ тарифы оставляет без изменения. Однако в домах с четырехтрубной системой (при которой централизованно подается подогретая вода при отсутствии связи между системами отопления и горячего водоснабжения) тариф отменяется вовсе, и каков будет размер платы, неизвестно. Сам приказ минэкономики вступил в силу 2 мая. В министерстве подчеркнули, что применение новой системы расчета за ГВС задним числом недопустимо.
Тем временем 27 мая прецедентное решение вынес арбитражный суд Ульяновской области в отношении теплоснабжающей организации, выставлявшей дополнительные счета жителям многоквартирных домов за якобы имевший место перерасход тепловых ресурсов.
Летом прошлого года целый ряд ТСЖ обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с жалобой на действия УМУП «Городской теплосервис». Энергетики регулярно требовали оплаты тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения, имея в виду полотенцесушители в ванных комнатах, включая допсчета то в ГВС, то в отопление. Ульяновское УФАС признало действия УМУПа нарушением ч.1 ст.10 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выдало предприятию предписание с требованием прекратить незаконные действия и назначило штраф в размере 12,8 миллиона рублей. УМУП «Городской теплосервис» обжаловало решение в суде, однако арбитражный суд Ульяновской области, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань) оставили жалобу без удовлетворения, лишь снизив размер штрафа до 11,6 миллиона рублей.
Суд постановил, что «согласно пунктам 4749 основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. № 520, тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения устанавливаются в рублях за кубический метр и являются конечной ценой поставляемого коммунального ресурса. Указанными пунктами основ установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в этот перечень не входят. Так как указанные затраты в утвержденный тариф не были включены, то компенсировать свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям, путем выставления их к оплате гражданам за отопление, то есть навязывать потребителям дополнительную услугу по отоплению, УМУП «Городской теплосервис» не вправе, тем более что при четырехтрубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению, которая не зависит от системы горячего водоснабжения».
Суд постановил, что через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению, и циркуляцию в них тепловой энергии нельзя расценивать как дополнительный способ (прибор) отопления. В итоге суд пришел к выводу, что ванные комнаты входят в общую площадь помещений, и плата за отопление ванных комнат включена в плату за отопление помещения в целом, и брать за это отдельную плату – незаконно. И еще одно уточнение: тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду (то есть они уже учтены в стоимости услуги «горячее водоснабжение»), а не в плате за отопление.
Как все эти приведенные судом совершенно обоснованные доводы можно соотнести с новой системой расчета платы за горячую воду, предложенной Минрегионразвития? Очевидно, что с вводом двойной оплаты ГВС все потери в сетях, включая стояки и полотенцесушители, ложатся на жильцов квартир. Значит, платить придется намного больше. В общем, речь идет еще об одном узаконенном партией «Единая Россия» грабеже населения в угоду олигархов-энергетиков.