Коммунальная «арифметика»

Сергей ЮРЬЕВ

Не переплачиваем ли мы за тепло?
Казалось бы, времена, когда Ульяновск замерзал в «разгар» отопительного сезона, остались в далеком прошлом.

В принципе, в большинстве городских квартир, что называется, жить можно… Однако жалобы от горожан на «недотоп» то и дело приходят и в комитет мэрии по ЖКХ, и в жилищную инспекцию.

Проблемы создаются искусственно?

Вроде бы, после того как значительная часть городского жилого фонда была оснащена общедомовыми приборами учета тепла, не должно быть проблем с отоплением: управляющие компании, как положено, должны рассчитываться с энергетиками по сумме показателей счетчиков, а жители оплачивать реальное потребление.

Однако с фактами, когда температура в квартире не достигает даже нормативных восемнадцати градусов, нередко встречаются и в, казалось бы, наиболее экономичных, с точки зрения теплоснабжения, многоподъездных, многоэтажных и, соответственно, многоквартирных жилых домах, где приборы учета точно есть, и учтена каждая гигакалория.
Причем, как правило, как только жители начинают по этому поводу возмущаться, писать жалобы, обращаться в контролирующие организации, ситуация «чудесным образом» стабилизируется.
Подобные «фокусы» не могут не вызвать подозрений, что отдельные управляющие компании, экономя тепловую энергию, идут даже на то, что искусственно снижают температуру теплоносителя не только до предельно допустимого уровня, но и ниже него. А платим мы, естественно, что называется «по полной». В чей карман попадает разница — догадаться не трудно. И проверить, насколько справедлив размер платы за отопление, непросто, поскольку индивидуальных квартирных приборов учета тепловой энергии в Ульяновске просто не существует.

Махинация? Возможно…
Представители теплоснабжающих организаций утверждают, что с доказанными фактами такого рода махинаций им сталкиваться не приходилось, но в принципе, чем больше размеры дома, тем вероятнее существование подобных схем.
Теоретически управляющая компания может «играть» на разнице между реальным потреблением и нормативом. Если, конечно, речь идет о многоквартирном доме порядка десяти и более этажей, где реальное потребление тепла может быть значительно ниже норматива. На элеваторе, в принципе, можно «пережать» подачу горячей воды в отопительную систему, а с жителей собрать деньги «по нормативу».
Конечно, процесс этот могут контролировать сами жильцы, старшие по дому, органы местного самоуправления. Согласно закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», если в доме стоит прибор учета, то и при начислении размера оплаты за эту услугу показатели счетчика должны делиться на квадратные метры, занимаемые собственниками жилья.

Настоящих буйных мало…

Как-то еще в апреле позапрошлого года на встрече руководителей управляющих компаний Ульяновска один из них завил, что жильцы делятся на три категории: восемьдесят процентов никогда не возмущаются и аккуратно платят, десять процентов всегда всем недовольны, и их уже не исправить, а остальные десять — просто психи, причем половина — со справкой. Они сами не знают, чего хотят.
Действительно, подавляющее большинство граждан предпочитает не конфликтовать с коммунальщиками, даже когда для этого есть повод. Если в квартире холодно, просто включают калорифер и терпеливо ждут, пока не потеплеет «за бортом», оплачивая, ко всему прочему, и перерасход электроэнергии.
Норматив расхода тепловой энергии (0,19 гигакалории на один квадратный метр в год) рассчитан для квартир, где нет ни балконных рам, ни пластиковых окон. Однако температурный дискомфорт нередко испытывают и собственники жилья, где есть и то, и другое. Так что, возможно, тем нашим согражданам и повезло, у кого в соседях есть «психи», которые «не знают, чего хотят». Именно они обеспечивают хоть какой-то общественный контроль за деятельностью ЖКХ…