Дожди с потолка

Вадим Пилюков

Дожди резко обострили проблему текущих крыш в домах Ульяновска. С ремонтом кровель складывается практически безвыходная ситуация. Управляющие компании, чтобы не возмещать ущерб за пролитые квартиры, часто приступают к работам без согласования с собственниками, после чего незаконно выставляют им крупные счета. В то же время принять решение о ремонте крыши на общем собрании практически невозможно, так как жильцы нижних этажей отказываются за это платить.

По данным мэрии, в ремонте кровли сегодня нуждается 300-400 многоквартирных домов Ульяновска. Ситуацию серьезно осложнили обрушившиеся на город минувшей зимой ледяные дожди и нынешние непрекращающиеся осадки. Количество жалоб на текущие крыши, поступающих в городскую администрацию, увеличилось за последние полгода на 47 процентов. Множество звонков от жителей пролитых квартир поступает и в редакцию «СК».

На решение проблемы городские власти выделили 25 миллионов рублей, при том, что, по самым скромным подсчетам, на это требуется не менее 600 миллионов рублей. Однако даже эти крохи доходят до домов с серьезным опозданием: аукционы по определению подрядчика раз за разом срываются. Рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета в рамках 185-го федерального закона из-за допущенных в прошлом году нарушений в проведении капремонта также не приходится.

Средства на ремонт кровель мэрия готова выделять только на условии софинансирования со стороны жильцов - пятую часть стоимости работ должны оплатить сами жильцы. Жители дома №1 по улице Карсунской боятся каждого дождя - стены и потолки в квартирах верхних этажей уже не высыхают, обои отошли, начинает сыпаться штукатурка. По словам жителя дома Матвея Столярова, управляющая компания предлагает отремонтировать крышу, но при условии, что 20 процентов за это заплатят сами жильцы. На каждую квартиру выходит по шесть - семь тысяч рублей. Для большинства жителей такие суммы являются непреподъемными.

Председатель комитета ЖКХ и экологии мэрии Михаил Сычев говорит, что по закону кровля является общедомовым имуществом, а потому содержать и ремонтировать её - обязанность собственников квартир. «Мэрия готова оказать серьезную поддержку - субсидировать 80 процентов стоимости работ. Однако, возможно, уже завтра собственникам придется ремонтировать крышу полностью за свой счет.

Условие софинансирования вводится не только для того, чтобы увеличить количество восстановленных кровель, но и для того, чтобы собственники почувствовали определенную долю ответственности за имущество», - отметил он.

Согласно Жилищному кодексу РФ, решение о проведении ремонта общедомового имущества, в том числе кровли, должно приниматься большинством голосов собственников на общем собрании, при этом решение должно быть оформлено в виде протокола. Здесь-то и возникают сложности. Жители нижних этажей, в квартирах которых нет протечек, зачастую отказываются платить за ремонт. Голосов тех, кто действительно страдает от пролитий, недостаточно для принятия решения.

Недовольно и руководство управляющих компаний. По словам директора ОАО «Управляющая компания Ленинского района» Евгения Калмыкова, суды еще с конца прошлого года завалены делами о возмещении коммунальными организациями ущерба за пролитые квартиры. «Размер компенсаций колеблется от семи до 180 тысяч рублей, которые мы обязаны выплачивать владельцам пострадавших квартир». Чтобы не платить по решениям судов, многие УК, не дожидаясь решения собственников, начали ремонтировать кровли самовольно, а затем принудительно выставлять жильцам счета за выполненные работы. По словам специалиста Центра по защите прав потребителей Константина Толкачева, такие действия управляющих компаний являются незаконными. «В данном случае нарушаются требования Жилищного кодекса РФ, так как не соблюдается процедура принятия решения собственниками, и Закона «О защите прав потребителей», поскольку речь идет о навязывании услуги, - пояснил он. - Заставлять платить по таким счетам коммунальщики не вправе».

Получателям таких счетов юрист советует для начала убедиться, действительно ли УК действует самовольно и нет ли соответствующего решения общего собрания жильцов. Для этого необходимо направить обращения в УК и Роспотребнадзор с просьбой разъяснить основания начисления платы. Если же услуга уже была оплачена, то направить в УК претензию с требованием вернуть деньги либо зачесть сумму в счет будущих платежей.


© Симбирский КУРЬЕР